Меню сайта
Категории раздела
Разделы книги [10] |
Статьи [1] |
JOBSORA
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Разделы книги |
9. Состояния социальной системы
Состояния социальной системы связаны с вопросами обмена между элементами, каждому состоянию системы соответствуют определенные пропорции взаимообмена между этими элементами. А поскольку речь идет о ресурсах, инвестициях и труде, то именно соотношение этих пропорций определяет состояние системы. Ресурсы, инвестиции и труд сами являются изменяющимися величинами, они растут или убывают в процессе обмена и потребления другими элементами системы. Рост и убывание собственности элементов (ресурсы, инвестиции и труд) являются источником изменения состояния системы, и определяет взаимоотношения между элементами.
Каждое состояние системы характеризуется устойчивостью. Устойчивость системы сохраняется до тех пор, пока элементы системы не начинают терять свою собственность до уровня, когда дальнейшая потеря может привести к неудовлетворенности элемента системы своим положением. Незначительные отклонения системы под воздействием внешней среды не приводят к смене состояния системы, система восстанавливает такие отклонения, стремясь к равновесию обмена. Предположим, что незначительно нарушился обмен между элементами системы, население потеряло стоимость своего труда. Потеря стоимости труда может быть вызвана снижением отдачи на инвестиции владельцами активов, и как реакция к сохранению своего капитала, владелец активов сокращает расходы на труд. Возросшая отдача производства, способствует расширению инвестиций в его расширение и естественному росту спроса на труд, что сразу поднимает его стоимость, возвращая систему в исходное состояние.
Рост налогов снижает совокупный спрос и соответственно прибыль владельцев активов. Снижение прибыли понижает интерес владельцев активов к инвестированию и соответственно снижает бюджетные поступления правительству, что уравновешивает социальную систему обмена между элементами в соответствии с уровнем производительности.
Неустойчивость состояния социальной системы вызывается множественными воздействиями, как со стороны элементов системы, так и со стороны внешней среды, создающими аналог резонанса. Часто резонанс вызывает само правительство, не осознавая последствия своего воздействия. (Воздействие правительства на социальную систему будет описано во второй части, которая посвящена вопросу управления социальной системой). Такое положение дел характеризуется скачком неудовлетворенности элементов системы своим положением. Трудно на сегодняшний день описать границы неудовлетворенности элементов своим положением, поскольку этот вопрос трудно анализировать, не имея статистических данных соответствующих теории социальной системы. Можно только определить параметры, по которым производить оценку неудовлетворенности для каждого элемента.
Так, для населения показателем неудовлетворенности является уровень жизни. Особенно важен, экономический уровень жизни населения. Если относительный уровень жизни населения начинает снижаться, то, достигнув того положения, при котором относительные доходы населения будут существенно ниже доходов правительства и владельцев активов, и этот разрыв будет провоцировать социальный взрыв, то можно утверждать, что система потеряла равновесие. К таким показателям можно отнести и неудовлетворенность политикой правительства, уровень демократии, социальная защищенность, уровень безработицы, правовой климат в государстве. За качественные показатели неудовлетворенности населения будет отвечать такой показатель как «утечка мозгов». Отток специалистов и ученых из страны говорит о потере в дальнейшем возможности сохранять устойчивое состояние системы. Ожидаемый спрос на квалифицированных специалистов и ученых не оправдался в связи с недостатком инвестиций, и эти люди оказались невостребованными. Ожидание начала роста спроса на них тоже не подтвердилось и, следовательно, в дальнейшем будет сокращаться высокотехнологичное производство. В момент, когда количество людей желающих покинуть государство по причине невозможности реализовать свой потенциал, достигнет уровня, при котором дальнейшие сохранение производительности в стране на прежнем уровне без вмешательства других социальных систем будет невозможным, можно констатировать, что система потеряла устойчивость.
Потеря устойчивости означает снижение производительности. Существующая конкуренция между системами усиливает потерю устойчивости социальной системы. Незначительные отставания одной системы становятся значительными преимуществами для других социальных систем. В дальнейшем происходит отток инвестиций и дефицит ресурсов. К показателям неудовлетворенности владельцев активов относится уровень доступности ресурсов для поддержания необходимого уровня отдачи на инвестиции. Отдача на инвестиции должна расти, совместно с ростом активов. И если уровень отдачи на инвестиции будет ниже, чем уровень возможной отдачи в других странах, то начнется отток инвестиций в другие страны, и его можно расценивать как показатель неустойчивости системы. Конечно, отток инвестиций в другие страны должен учитывать степень свободы капитала (его перемещение). Правительство может ограничить отток капитала, используя полицейские методы, тогда необходимо учитывать свободу капитала, внося поправки к показателю устойчивости с учетом того, что капитал мог бы свободно перемещаться. Такие меры правительства изменяют показатели оттока капитала, как степень неудовлетворенности владельцев активов (статистический показатель), но не меняют положение системы и ее устойчивость будет недоступна к анализу, что может усугубить ситуацию, поскольку лишит само правительство возможности реальной оценки ситуации, а значит и возможности исправить ее. Капитал, не нашедший сферы своего приложения, конвертируется владельцами активов в золото или в другие вложения, гарантирующие его сохранение до лучших времен. Отток капитала из сферы производства, так же как и утечка мозгов доказывают неустойчивое состояние системы. В таких ситуациях правительству становится все трудней исправить положение дел, так как на восстановление устойчивого состояния системы требуются дополнительные вложения со стороны правительства и восстановление имиджа государства как надежного партнера для владельцев активов, а увеличение затрат ухудшает положение населения.
Системы стремятся к сохранению своего состояния, добиваясь тем самым закрепления правил взаимоотношений между элементами в виде законов, традиций и статуса элементов. В условиях сложившихся отношений между элементами управление государством приобретает вид установившихся норм и стандартов. С одной стороны такая жесткость системы дает предсказуемость на управляющее воздействие, а с другой делает систему невосприимчивой к появлению новых взаимоотношений между элементами. С одной стороны консерватизм во взаимоотношениях между элементами дает стабильность, а с другой подвергает систему угрозе быть разрушенной под воздействием внутренних противоречий, нарастающих в результате изменений внутри системы или под воздействием внешней среды. Жесткая система, лишенная возможности адаптироваться к новым условиям, начинает испытывать внутренние напряжения чреватые социальными взрывами. Изменение элементов системы под воздействием новых условий труда (производительности) или сменой типов производства требуют изменений взаимоотношений между элементами. Требования элементов новых отношений натыкаются на устаревшие правила системы государственного управления.
Несоответствия связей между элементами и самими элементами с новыми требованиями заставляют систему меняться революционным или эволюционным способами. Возможность того или другого способа зависит от степени жёсткости связей между элементами. Правила (законы) взаимоотношений между элементами тем крепче, чем дольше государство находится в одном состоянии или производственном уровне. Методы и подходы в решении социальных задач, принесшие когда-то хорошие результаты приобретают форму закона, тем самым, закрепляя взаимосвязи между элементами социальной системы, и теряют свою гибкость, исключая возможность их адаптации к новым условиям. Переход системы из одного состояния в другое сопровождается установлением новых законов, закрепляя социальную систему в новом состоянии. Каждому состоянию системы соответствуют определенные нормы взаимосвязей между элементами. Ортодоксальный подход к управлению социальной системой доводит его до состояния, когда смена взаимоотношений между элементами становится возможной только революционным путем и сменой власти. Если правительство способно быстро реагировать на требования элементов системы к изменению их взаимоотношений, то система переходит в новое состояние эволюционным путем. Таким образом, за правительством остается выбор в способах смены состояния системы. И за любое социальное потрясение, происходящее в истории, ответственно правительство.
Устойчивость состояния системы зависит не от жесткости системы, как это может казаться логичным. Когда происходит изменение элементов системы, требующих изменения связей между ними, правительство, в попытке сохранить систему в исходном состоянии укрепляет существующие связи, предполагая, что проявления нарушения устойчивости связаны с ослаблениями существующих связей. Но на самом деле устойчивость состояния социальной системы связана с соответствием элементов и их связей. Другой противоположностью в желании сохранить систему в неизменном состоянии является попытка сохранить сами элементы системы неизменными. Воздействие на элементы происходит с помощью идеологии, религии и пропаганды. Но история показывает, что подобные меры не делают систему устойчивой, они только краткосрочно фиксируют систему в неустойчивом состоянии, что требует дополнительных усилий со стороны правительства. Устойчивым состоянием системы можно назвать состояние, при котором элементы системы находятся между собой во взаимосвязях соответствующих состоянию самих элементов.
В определенный временной интервал ресурсы, инвестиции и труд не меняют своих размеров и качества, при этом сохраняются связи между элементами. И создается восприятие системы как неизменной. А по сути изменения происходят всегда и с разными скоростями. Система условно устойчива, то есть не изменяются связи между элементами, хотя процесс изменения идет непрерывно. Вопрос только в том, как долго система будет существовать до потери устойчивого состояния. Сохранение баланса в системе может обеспечить только постоянная коррекция взаимосвязей между элементами. Но поскольку каждый элемент системы не односложный и требуется детализация каждого элемента и связей между представителем другого элемента. В глобальном смысле управляющий элемент- правительство должно производить такое количество и того ресурса, который требуется для удовлетворения владельцев активов, чтобы увеличивать инвестиции, способствующие росту производительности, а количество и качество труда всегда соответствовало росту производства.
Социальная система устойчива только в развитии. Устойчивость социальной системы воспринимается многими политологами, социологами и экономистами как экономическая устойчивость. На самом деле экономика является только отражением состояния системы и к тому же предыдущего, поскольку большинство экономических показателей не отражают отношения между элементами. Когда экономические показатели говорят об экономической стабильности, социальная система уже находится в неустойчивом состоянии. Но, не смотря на это, экономические показатели остаются наиболее достоверными показателями системы и нельзя отказываться от их использования, поскольку взаимосвязи между элементами носят экономический характер. Так и многие состояния системы могут быть описаны только экономическими терминами.
Кризис – одно из состояний системы, возникающее в результате нарушения взаимосвязей и обмена между элементами и неадекватных действий правительства при отклонениях системы приводящих к «раскачиванию» социальной системы. Проблема кризисной ситуации заключается в том, что несоответствие взаимоотношений между элементами государства ограничивает полноценный взаимообмен между ними. Как правило, в момент кризиса, вся собственность элементов системы начинает сокращаться и это следствие нарушения обмена. Недостаток ресурсов, предлагаемых правительством, вызывает сокращение инвестиций, а инвестиции в свою очередь сокращают потребность в труде, удешевляя его без особых на то причин. Проблема скрыта в самой социальной системе, которая является как производителем, так и потребителем продуктов своего производства. Социальная система всегда потребляет ровно столько, сколько производит и если снижается потребление, то снижается и производство. Падение производства снижает потребление собственности элементов другими элементами, тем самым, сокращая эту собственность, которая появляется в процессе обмена. Для кризиса характерно быстрое сокращение собственности. Владельцы активов недополучают ресурсы и снижают инвестиционную активность, население теряет работу (переизбыток труда и его обесценивание) и испытывает экономические трудности, а правительство теряет доверие населения, теряет налоговые поступления и ограничивает бюджеты на реализацию общественного заказа и создание ресурсов. При этом элементы стремятся реализовать собственные потребности, владельцы активов повысить свою прибыль, население поднять свой уровень жизни, а правительство, увеличить бюджет. Это стремление происходит не на увеличении обмена между элементами, а на сокращении передачи собственности.
Выход из кризисного состояния связан с восстановлением доверия у населения к правительству, стимулирования владельцев активов к инвестициям в производство и созданием новых ресурсов. Часто под ресурсами для владельцев активов в кризисном состоянии социальной системы выступают законодательные и налоговые послабления, причем носящие долговременный характер и совокупный спрос. В противном случае такие меры не получат доверия у владельцев активов и могут привести к противоположной реакции, когда владельцы активов начнут выводить свои активы из производства, ожидая возврата налогового пресса. Налоговые послабления снижают бюджетные поступления и приводят к его дефициту, что ослабляет доверие к власти. Часто применяемые меры правительствами в подобной ситуации – это прямое финансирование производств и финансовых институтов. Ошибкой в данной ситуации является кратковременность действия подобной финансовой инъекции, поскольку она не только не стимулирует рост производительности, а наоборот снижает ее, поскольку не направлена на создание ресурсов, а на расширение функций правительства как владельца активов, инвестирующего в производство.
Решение финансовых проблем за счет налогоплательщиков не меняет ресурсную базу производства и не стимулирует рост производительности, а позволяет продолжать производство на том уровне, который был до кризиса, точнее потреблять ресурсы и инвестиции, при этом, не меняя совокупного спроса. Кроме всего прочего, если производство направлено на государственный заказ (например, вооружение) то потребление ресурсов и инвестиций не возвращаются в экономику, что усугубляет кризисную ситуацию. Вряд ли такие затраты хоть как-то приблизят государство к выходу из состояния кризиса.
Другой крайностью является резкое сокращение бюджетов, опираясь на экономические показатели сегодняшней ситуации, а не на оценки реальных потребностей. В некоторых случаях увеличение бюджетов государства дает положительные результаты, а в некоторых наоборот ухудшает ситуацию. В зависимости от того, в какой области эти бюджеты сокращаются, в области ресурсов или области потребления. Так сокращение бюджета на науку может быть крайне нежелательным, а сокращение производства вооружения дать возможность высвободить средства на поддержания потребительского спроса. Важно заметить, что выход из кризиса связан с определением ресурсов, недостаток которых вызвал кризисное состояние системы. Например: недостаток инвестиционных средств, нехватка трудовых ресурсов, чрезмерное налоговое бремя, потеря доверия к правительству по вопросу сохранения инвестиций, законодательные ресурсы. Правительство является крупным экономическим субъектом, владельцем ресурсов, владельцем и исполнителем законов, что возлагает на него всю ответственность за возникновение кризисной ситуации. Правительство устанавливает правила взаимодействия между элементами и следит за их исполнением. Любые кризисные ситуации и сбои в работе социальной системы являются следствием ошибок правительства. За плохое представление чиновника о функционировании системы отвечает население и владельцы активов. К сожалению, оценить грамотность чиновника не представляется возможным, а выбор правительства связан с обещаниями повышения уровня жизни, а не со способностью и грамотностью кандидатов на управление государством.
Другими состояниями, граничащими с кризисом, являются экономический рост и экономический спад. Оба этих состояния могут привезти в конечном итоге к кризису. Экономический рост вызван высокой активностью владельцев активов в производство по причине достаточного количества ресурсов, предоставляемых правительством. Экономический рост характеризуется ростом производства и совокупного спроса. Хотя совсем не обязательно, что при этом рост собственности элементов будет расти в равных пропорциях. Как правило, инициатором изменений пропорций обмена выступает правительство. Экономический рост вызывает у правительства желание увеличить государственные расходы и налоги. Государственный бюджет деформируется в сторону потребления и безвозвратных трат. Результатом роста производства становятся исчерпания одного из ресурсов и (или) перераспределение собственности между элементами социальной системы. Подобным ресурсом может стать совокупный спрос. Нехватка трудовых ресурсов или их низкое качество приведет к снижению производства и снижению инвестиционной активности. Экономический рост может вызвать раздутие государственных бюджетов и изменение ресурсной политики правительства. Что все в конечном итоге приведет к экономическому спаду и кризису. Экономический рост всегда ограничивается одним из ресурсов. Экономический рост сменяется экономическим спадом и кризисом.
Экономический спад является следствием ограниченности ресурсов для владельцев активов. Ограничение ресурсов приводит к постепенному снижению отдачи на инвестиции в расширение производства, а стремление владельцев активов компенсировать падение прибыли ростом производительности приводит к относительному падению совокупного спроса. Падение совокупного спроса ограничивает производство, что в конечном итоге приводит к кризисному состоянию. В любом случае любое состояние системы связано с дисбалансом ресурсов, инвестиций и труда.
Дисбаланс ресурсов и инвестиций связан с развитием производства, и избежать одного из состояний кризиса, роста или спада практически невозможно. Реальной может быть только ситуация при которой правительство контролирует или стремится поддержать состояние баланса ресурсов и взаимоотношения между элементами системы в соответствии с требованиями ее элементов, предоставляя необходимый ресурс владельцам активов. Что само по себе требует изменения системы контроля и управления социальной системой. Для этого государства должны располагать системой контроля ресурсов, труда и инвестиций, и взаимоотношений внутри государства. Экономические показатели не всегда, в большинстве своем, дают представления о состоянии системы. Разработка эффективных показателей - это сложный вопрос для сегодняшнего уровня государственного управления и требует пересмотра самого подхода к управлению.
Возможными действиями, как реакция на новые показатели состояния государства, являются: своевременное изменение налоговой и законодательной базы, прогнозирование потребности в ресурсах и инвестициях и их виды, контроль занятости и потребности в труде и его качества в будущем. Критерием будет рост инвестиций в производство и производительность.
Последнее состояние системы – стабильность. В стабильном состоянии социальная система находиться только непродолжительное время. Причина кроется в неудовлетворенности владельцев активов в стагнации своего состояния. Владельцы активов в поисках отдачи на свой капитал, выводят социальную систему из равновесия. Потребность в росте прибыли толкает их на поиск возможности повысить ее. Способы для роста отдачи на инвестиции выбираются в разное время разные, но их набор не так и велик.
- Рост производительности - как средство получения дополнительной прибыли и захват рынков сбыта.
- Удешевление ресурсов, которое зависит по большей части от правительства.
Иными словами или дешевое производство или дешевые ресурсы. Не важно, какими средствами воспользуются владельцы активов, важно то, что социальная система выходит из стабильного состояния. Стабильное состояние нарушается при перераспределении собственности между элементами социальной системы. Удерживать социальную систему в стабильном состоянии невозможно и это условие ее жизнеспособности. Социальная система сохраняет себя, стремясь к устойчивому состоянию, но как только она попадает в стабильное состояние, то тут же теряет свою устойчивость. Такой парадокс только подтверждает, что социальная система, имея стабильную структуру, постоянно развивается, выходя и возвращаясь в устойчивое состояние. Как только движение велосипеда придает ему устойчивость, так и смена состояний социальной системы является источником ее развития. Получается, что избежать кризисных состояний в государстве невозможно, что, согласитесь, не внушает оптимизма. Но все не так плохо, если уметь контролировать и управлять состояниями системы, не позволяя системе входить в депрессии. Для этого надо только определить показатели состояния системы и взаимоотношения между ее элементами, выработать механизмы воздействия на социальную систему со стороны правительства, о чем и будет описано во второй части книги.
| |
Просмотров: 3130 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |